Диджитал маркетинг, что это и зачем он бизнесу

Что такое Диджитал-маркетинг?

Диджитал-маркетинг – это привлечение и удержание клиентов с помощью цифровых каналов. Понятие начало активно применяться относительно недавно – в 1990-ых годах. 

Интересно, что первый пример использования диджитал-маркетинга датируется 80-ыми годами. Первооткрывателем стала компания SoftAd Group. Она провела невиданную доселе рекламную кампанию: чтобы получить бесплатный тест-драйв автомобиля, читателям нужно было вырезать из журнала вкладыш и отправить по почте. После этого им присылали сертификат на тест-драйв вместе с дискетой, содержащей рекламу о новых моделях авто. Именно использование дискеты (цифрового носителя) позволяет называть эту рекламную кампанию «дебютом» диджитал-маркетинга.

Часто диджитал-маркетинг путают с интернет-маркетингом. Разница заключается в том, что в диджитал-маркетинге используются не только онлайн-, но и офлайн-инструменты: например, СМС-сообщения, мобильные приложения. Интернет-маркетинг – это сугубо онлайн-методы продвижения. 

Отличия диджитал-маркетинга от традиционного маркетинга более очевидны. В нем не используются такие каналы продвижения, как газеты, листовки, реклама на ТВ и радио. 

диджитал-маркетинг digital

Преимущества и недостатки диджитал-маркетинга

Диджитал-маркетинг – это, конечно, не панацея, ведь есть и недостатки. Предлагаем рассмотреть обе стороны медали.

Плюсы

  • Повышение узнаваемости бренда. 
  • Расширение целевой аудитории.
  • Более выгодный с финансовой точки зрения вариант, чем традиционная реклама.
  • Информирование целевой аудитории в краткие сроки (никакая реклама в газете не сравнится с качественной рассылкой по электронной почте).
  • Возможность очень точно таргетировать рекламу. Этого не позволяют делать инструменты традиционного маркетинга: например, реклама на телевидении. 
  • Соответствие запросам современных потребителей.
  • Возможность «зацепить» потребителя и в офлайне, и в онлайне.
  • Простота измерения эффективности маркетинговой кампании.
  • Возможность быстро вносить изменения в рекламную кампанию в режиме реального времени.
  • Превосходство над конкурентами, которые используют лишь методы традиционного маркетинга. 
  • Возможность автоматизировать процессы. Правильно разработанная диджитал-стратегия может на протяжении длительного времени приносить результат, не требуя вмешательства. 
  • Возможность относительно легко узнавать потребности клиентов путем обратной связи, сбора отзывов, аналитики.
  • Результаты здесь и сейчас. Диджитал-маркетинг позволяет достигать амбициозных целей в краткие сроки.
  • «Вовлеченность» клиентов в бренд, которая конвертируется в лояльность. Например, общение на страницах в социальных сетях компании, участие в опросах, получение персональных промокодов. 

Проще говоря, правильно использованный диджитал-маркетинг – это возможность лучше узнать целевую аудиторию, определить ее потребности, громко заявить о себе в цифровой среде, быстро донести информацию о продуктах, услугах, акциях. 

Компании, которые еще не адаптировались к современным условиям рынка, не видят смысла настолько близко «подходить» к клиенту. Они ориентируются на особенности не конкретного потребителя, а больших целевых аудиторий; используют каноны, разработанные 10-20 лет назад. Тогда они работали, сейчас – едва ли. Из-за такой недальновидности маркетологов мы получаем сотни рекламных роликов, ничем не отличающихся друг от друга, одинаковые слоганы, одинаковые маркетинговые кампании. Бренды, правильно использующие диджитал-маркетинг, качественно выделяются на их фоне.

Минус

  • Залог эффективности диджитал-маркетинга – большой список используемых каналов, эксперименты с ними. Нельзя выбрать 1-2 пункта и построить на них качественную стратегию. Это означает еще и то, что к работе нужно привлекать специалистов во многих сферах. 

Инструменты диджитал-маркетинга

Инструментарий цифрового маркетинга очень широк, и список вариантов со временем расширяется. Рассмотрим наиболее распространенные инструменты.

  • Контекстная реклама. Выдача рекламных объявлений после введения пользователем поискового запроса. Отличный способ, ведь, по сути, не реклама ищет клиента, а клиент находит рекламу. 
  • Поисковая оптимизация. Работа с сайтом, нацеленная на достижение более высокого места в поисковой выдаче. 
  • Email-маркетинг. В большинстве случаев используется для работы с уже имеющимися клиентами, однако при наличии базы адресов может использоваться для привлечения новых клиентов.
  • SMM. Работа с социальными сетями: общение с клиентами, информирование о новых продуктах, специальных предложениях. 
  • Контент-маркетинг. Предоставление полезной бесплатной информации клиентам, которая конвертируется в лояльность. Например, ведение блога или YouTube-канала. Сюда же относятся публикации на сторонних сайтах, в СМИ.
  • Ремаркетинг. Работа с клиентами, которые уже воспользовались вашими услугами или приобрели продукт. Это реклама в социальных сетях, в поисковой выдаче и т.д.
  • Реклама в мобильных приложениях. 

Каналы диджитал-маркетинга

Каналы – это средства коммуникации с имеющимися или потенциальными клиентами. Рассмотрим их.

  • Мобильные телефоны. Наиболее популярный канал диджитал-маркетинга. Мобильный трафик постепенно вытесняет компьютерный, что активно используют маркетологи. Телефоны транслируют рекламную информацию посредством СМС-сообщений, мобильных приложений, веб-сайтов.
  • Компьютеры, планшеты. То же самое, что смартфоны, но этот канал поддерживает меньшее количество маркетинговых инструментов.
  • Интерактивные экраны. Все чаще встречаются в торговых центрах, отелях и прочих заведениях. Человек получает полезную информацию или заряжает гаджет, при этом просматривая рекламу. Пример интерактивного экрана – на фото.
Картинки по запросу интерактивный экран фото
  • Социальные сети.
  • POS-терминалы, терминалы самообслуживания.
  • Цифровое телевидение. Реклама на обычном ТВ не считается диджитал-маркетингом. Здесь речь о другом: современные телевизоры могут быть сопряжены с мобильными приложениями, синхронизированы с интернетом, а значит, с интернет-рекламой.
  • Локальные сети. Например, локальные сети компаний, населенных пунктов.
  • Офлайн-магазины. К примеру, некоторые компании размещают на чеках или раздаваемых листовках QR-коды, ведущие на сайт. Акции, которые предусматривают регистрацию на сайте, – также часть диджитал-маркетинга.

Принципы диджитал-маркетинга

Рассмотрим основные правила, которые нужно знать тем, кто планирует внедрять или уже внедрил диджитал-маркетинг в свою компанию.

Клиент должен быть вовлечен в жизнь бренда. Это в традиционном маркетинге потребитель лишь смотрит рекламный ролик по ТВ, после чего решает – купить продукт или нет. Диджитал-маркетинг должен «сближать» с клиентом, потребитель не должен быть просто зрителем. Нужно общаться, собирать мнения, предоставлять адекватную обратную связь.

Любая активность – ответ на потребность клиента. Прежде чем запустить акцию или разработать специальное предложение, нужно убедиться, что это нужно потребителю. По сути, компания получает потребительский запрос и лишь после этого приступает к разработке предложения. В традиционном маркетинге, как мы уже говорили, часто ведется «стрельба по площадям», то есть создаются акции и предложения, которые должны (!) сработать на конкретной целевой аудитории. 

«Нет» – шаблонам. Отстраивайтесь от конкурентов. Если большинство компаний используют одни и те же маркетинговые решения, это не повод повторять за ними. Вы удивитесь, но многие именно так и считают: «давайте сделаем, как у конкурентов». Не стоит.

Каждый параметр должен измеряться. Не оценивайте на глаз. Современные технологии предоставили возможности для детального анализа каждого параметра маркетинговой кампании.

Заключение

Если вы все еще не используете блага диджитал-маркетинга, рекомендуем пересмотреть свое мнение. Да, для некоторых типов бизнеса он не подходит, но их не так много. Чтобы узнать о целесообразности внедрения диджитал-маркетинга, можете привлечь стороннего специалиста, который проведет аудит.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *